Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализо­ванная оплата. С другой стороны, неоправданно резко возросли различия между оплатой труда руководя­щего состава и рядовых работников. Появилась не­обходимость гарантировать выплату заработка, фор­мировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышен­ные затраты труда, стимулировать рост его каче­ства3. Условием решения этих задач является не толь­ко увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодатель­ства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

Проводимые в России преобразования направ­лены на формирование социально ориентирован­ной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формиро­вание цивилизованного рынка труда (предполага­ющего государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого секто­ра социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Пока, к сожа­лению, приходится констатировать преобладание негативных тенденций в динамике количественных и качественных показателей трудового потенциала.

До последнего времени под давлением объек­тивных и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высво­бождения внутрипроизводственных резервов рабо­чей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования тру­дового потенциала общества практически было ото­двинуто на задний план.

Согласно российскому трудовому законодатель­ству, государственная политика занятости заключа­ется в содействии полной, продуктивной и свобод­но избранной занятости путем обеспечения про­фессиональной подготовки, повышения квалифи­кации и переподготовки высвобождающихся граж­дан, сдерживания массовой долгосрочной (хрони­ческой) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение соци­альной защиты граждан на рынке труда.

В современных условиях исходным постула­том стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, сочетае­мое одновременно с процессом высвобождения излишней рабочей силы с предприятий. Речь идет об излишках, которые существуют давно и имеют характер, и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придется справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющие­ся и создавать новые рабочие места, придержива­ясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности госу­дарственных инвестиций еще значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует ис­кать формы активного влияния на предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает изучение за­висимости проблем занятости от динамики плате­жеспособного спроса предприятий и населения и способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимос­ти от увеличения доходов населения, т.е. по мере экономического роста. Но определенные финансо­вые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в Рос­сии имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспорториентированных отраслей, сбе­режения населения, а также средства, сконцентри­рованные в теневой экономике. Назрела необхо­димость осуществления ряда мер для переключе­ния этих ресурсов в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определенных ус­ловиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народ­нохозяйственный оборот. Тогда можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций, та­кой вариант развития достаточно перспективен [24, 128].

Перейти на страницу: 1 2 3 4