Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда

Предстоит глубокое реформирование на уров­не предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идет о том, чтобы трудовые кол­лективы и отдельные работники существенно повы­сили качество своего труда, что в итоге приведет к сокращению численности занятых. Конечно, подоб­ные трансформации могут происходить безболез­ненно лишь при условии сложившегося цивилизо­ванного рынка труда и свободного движения рабо­чей силы. Основы такого рынка уже заложены: лик­видирована монополия государства на использова­ние рабочей силы, расширены правовые возможно­сти ее мобильности, возникли гибкие формы орга­низации и оплаты труда, усилилась ее дифферен­циация. Тем не менее, очевидна неразвитость суще­ствующего рынка труда. Это можно объяснить об­щим экономическим спадом и слабостью конкурен­ции ограниченностью финансовых ресурсов предприятии, отсутствием достаточных условий для тру­довой территориальной миграции. Зачастую работ­ник лишен возможности трудиться в полную силу, не может предъявить и добиться реализации спра­ведливых требований по поводу создания нормаль­ных условий труда и его достойной оплаты.

В этой связи политика государства на рынке труда в ближайшем периоде должна быть направле­на: на обеспечение прогрессивных сдвигов в отрас­левой структуре занятости населения; переориента­цию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений; достижение сбалан­сированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест; предупреждение массовой безработи­цы на региональных рынках труда; создание новых и повышение эффективности существующих рабо­чих мест; развитие кадрового потенциала путем со­вершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров; рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым направлениям государственной политики занятости в настоящее время относятся:

· преодоление дефицита рабочих мест посред­ством проведения сбалансированной инвестицион­ной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капиталь­ных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

· экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельнос­ти, прежде всего в регионах с напряженной ситуа­цией на рынке труда;

· оптимизация масштабов занятости в негосу­дарственном секторе экономики, обеспечение го­сударственного контроля за соблюдением трудо­вого законодательства в этой сфере;

· разработка специальной программы по ста­билизации занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;

· развитие гибких форм занятости;

· последовательная стабилизация уровня жиз­ни, усиление адресной социальной поддержки на­селения, направленной, в частности, на снижение потребности в работе, которая имеется у отдель­ных социальных групп населения;

· дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

· улучшение качества используемой рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

· сокращение кадрового потенциала высоко­квалифицированных работников, эффективное ис­пользование рабочих мест;

· проведение взвешенной миграционной поли­тики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигран­тов, защиту российского рынка труда;

· развитие и повышение эффективности про­граммных услуг, реализуемых через государствен­ную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Специфика занятости такова, что ее нерешен­ные проблемы могут обернуться либо недостаточ­ной глубиной структурных преобразований, либо замедлением темпов экономического роста, либо серьезными социальными конфликтами. Вот поче­му необходим учет специфики воздействия государ­ства при выборе границ и форм государственного вмешательства в функционирование рынка труда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4