Основные направления совершенствования государственного регулирования рынка труда

Стабилизация на рынке труда требует измене­ния подхода к регулированию занятости в общегосу­дарственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяй­ственной политики наравне с финансовой стабилиза­цией и стабилизацией уровня производства. Для это­го необходимо, чтобы при утверждении общеэконо­мических программ, бюджета на очередной финансовый год и других экономических документов госу­дарственные инстанции рассматривали их с учетом нескольких ключевых показателей, в число которых должна входить динамика уровня безработицы [24, 129].

Вопросом номер один регулирования рынка труда в России является придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач. Вопрос номер два - формирование общего­сударственной системы регулирования рынка труда. Необходимо освобождение исполнительных органов власти от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с одновременной концентрацией их уси­лий в части регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработны­ми, вопросах соблюдения законодательства о тру­де и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде двух уровней: макроуров­ня и регионального уровня. На макроуровне выс­шие органы законодательной и исполнительной вла­сти призваны решать следующие основные задачи:

· согласование финансовой, денежно-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политик с целями регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в пер­вую очередь оборонного, инфраструктурного, эко­логического и социального назначения, о государ­ственных инвестиционных программах, дотациях, суб­венциях, кредитах и налоговых льготах, направлен­ных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости;

· согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифициро­ванных кадров за рубеж, ограничение нежелатель­ных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынуж­денных переселенцев, регулирование доходов, рас­сматриваемых в данном контексте как цена труда;

· политика трудоустройства и социальной под­держки незанятого населения. В число задач дан­ного блока входит организационное развитие служ­бы занятости населения.

На региональном уровне государственное ре­гулирование рынка труда в основном должно осу­ществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются, соответствен­но, органы законодательной и исполнительной вла­сти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на об­щегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преиму­щественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие ас­пекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной сте­пени на федеральном уровне регулируются основ­ные направления финансово-кредитной политики.

Тем не менее регионы должны включать регу­лирование рынка труда в число основных приори­тетов и в рамках своей компетенции (разграниче­ния полномочий с федеральными органами) и воз­можностей соответствующих бюджетов и внебюд­жетных фондов регулировать доходы, трансферт­ные платежи и - через уровень жизни - уровень предложения рабочей силы в регионе, регулиро­вать демографическое качество населения (сниже­ние заболеваемости, травматизма, пьянства и в ко­нечном счете смертности трудоспособного населе­ния), регулировать миграционные процессы.

На региональном уровне в интересах развития рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции пред­приятий всех форм собственности для нужд транс­порта, связи, экологических, социальных и др., предоставление предприятиям дотаций, кредитов и на­логовых льгот, направленных на поддержание и раз­витие производства в приоритетных отраслях. Именно на уровне регионов во многих случаях более эф­фективны меры поддержки фермерства и других форм малого бизнеса. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в ре­гионах в целом имеет те же задачи, что и на феде­ральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счет региональных фондов занятости, в составе которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работода­телей, постольку роль регионов здесь выше, чем центральных органов власти. К задачам данного блока на региональном уровне относятся: развитие системы подготовки и переподготовки рабочей силы (а первую очередь ее незанятой части); организация общественных работ; информационная поддержка; обеспечение приспособленными помещениями и под­готовленными кадрами центров занятости; повыше­ние эффективности работы, связанной с регистра­цией, выплатой пособий и трудоустройством безра­ботных; социальная поддержка беженцев, вынуж­денных переселенцев, граждан с ограниченной тру­доспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других групп населения. Таким образом, государственная политика за­нятости далека от оптимальной: деградирует в коли­чественном и качественном отношениях система ра­бочих мест, безработица остается на высоком уров­не, возможности службы занятости по выплате по­собий и выполнению других возложенных на них задач ограничены в связи с произошедшими в пос­ледние годы изменениями в порядке формирования государственных внебюджетных фондов. Поэтому вопрос об активизации регулирования рынка труда и изменении некоторых сложившихся представле­ний о том, кто и каким образом должен осуществ­лять регулирование, стоит достаточно остро.

Перейти на страницу: 1 2 3 4