Труд как товар.

Все эти потребности в большей или в меньшей степени зависят от обстоятельств исторического и климатического характера. Что касается исторического аспекта формирования цены труда, то рамки жизненно важных человеческих потребностей постоянно расширяются, количество, и качество этих потребностей растет с каждым годом. Например, полвека назад телевизор считался предметом роскоши, но теперь он является необходимым в быту предметом, без которого жизнь современного человека уже не представляется. То же самое можно сказать и про автомобили, кухонные комбайны и прочие предметы бытовой электроники. То же самое касается и жилищной проблемы. С каждым годом растут необходимые требования и в этом важном аспекте человеческой жизни. Растут запросы по площади и по качеству жилья. Если несколько десятилетий назад в развитых странах трущобы и бараки были вполне обыденным явлением, то сегодня это уже настолько редкое явление, что, например, в бразильские фавеллы уже водят туристические экскурсии как в исчезающие достопримечательности. Культурные потребности тоже изменяются во времени. Если сотню лет назад посещение музеев было привилегией высшего и среднего классов, то сегодня мы наблюдаем и среди низших классов стремление к приобщению к культурным и историческим ценностям. То же самое касается и посещения библиотек, театров, филармоний. Про климатические особенности формирования цены труда можно сказать также несколько слов. В разных странах, на разных континентах, в разных климатических зонах ощущается значительные различия в требованиях к пище, жилью и одежде, и в других потребностях. В силу этих различий удовлетворение этих потребностей в разных странах могут иметь и имеют различия в размерах материальных затрат. Например, в условиях Крайнего Севера рабочему просто жизненно необходимо иметь теплую одежду, иметь теплое жилье с системой теплоснабжения, иметь высококалорийную пищу в виду усиленного теплообмена в организме, а в условиях Экваториальной Африки рабочий вполне может обходиться легкой летней одеждой и коттеджем без системы теплоснабжения.

Итак, для того, чтобы рабочий имел желание продать свой труд капиталисту, для того, чтобы сделка купли-продажи труда состоялась между ними, рабочий должен иметь возможность получать за свое вознаграждение не только продукты питания в размере калорийности равной затратам его труда, но и иметь способность удовлетворять множество своих других потребностей. Как же он получает эти дополнительные средства сверх стоимости своего труда? Вполне очевидно, что эти средства являются дополнением к стоимости труда и формируют вместе с ней цену труда. Откуда же появляется эта дополнительная доплата к стоимости труда? Она получается вследствие того обстоятельства, что труд, как и любой другой товар, имеет еще одно свойство – ратифицированную стоимость, которая определяет и формирует цену человеческого труда. В реальной жизни цена труда всегда значительно превышает стоимость труда. Эта разница между ценой труда или его ратифицированной стоимостью и стоимостью труда и составляет те дополнительные средства, которые рабочий использует для удовлетворения своих дополнительных потребностей, описанных выше.

Почему же ратифицированная стоимость труда всегда превышает его стоимость и, причем, в значительной мере? Это связано с тем фактом, что экономический мотиватор капиталиста при покупке труда по его стоимости всегда значительно превышает экономический мотиватор рабочего при продаже своего труда. Экономический мотиватор капиталиста при покупке труда по его стоимости всегда максимален, т.е. равен единице, т.к. стоимость труда – это есть та самая минимальная величина, за которую человеческий труд можно купить на рынке, и капиталист максимально заинтересован в такой сделке по минимальной цене. Покупка труда ниже его стоимости просто невозможна, потому что ниже этого предельного значения попросту начинается процесс умирания продавца труда, а значит, начинается сокращение и полная остановка всякого процесса материального производства. Рабочий же, являясь владельцем и продавцом своего специфического товара – труда, практически совсем не заинтересован в его продаже по его стоимости, ибо, он и сам осознает, что работа лишь за еду, которая только лишь компенсирует его энергетические затраты – это тот самый минимальный предел, за чертой которого начинается процесс интенсивного изнашивания и истощения человеческого организма, приводящий к скорой его гибели в конечном итоге. Величина стоимости труда лишь возмещает рабочему затраты его механической энергии, понесенные непосредственно в процессе производства, но рабочий затрачивает свою энергию и вне процесса производства. Кроме того, рабочий имеет целый ряд других жизненно необходимых и не очень потребностей, обусловленных историческими и климатическими особенностями в развитии данного рынка и общества. Все эти обстоятельства настолько сильно понижают уровень экономического мотиватора рабочего при продаже своего труда по его стоимости, что он становится такой ничтожно малой величиной практически равной нулю.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9