Труд как товар.

Как бы много продавцов труда ни присутствовало на рынке в стремлении продать свой товар, сумма их экономических мотиваторов всегда значительно ниже суммы экономических мотиваторов покупателей труда – капиталистов. Здесь налицо значительное постоянное превышение спроса на труд над его предложением. Данное обстоятельство и определяет превышение цены труда над его стоимостью. Графически это можно изобразить следующим образом (рис 25):

Рис. 25. Стоимость и цена труда

d

s

M

На графике мы можем видеть, что кривая предложения труда выходит из точки, соответствующей одному доллару. Коль скоро мы утверждаем, что низший предел продажи труда есть его стоимость, то это означает, что один доллар и есть величина, равная стоимости труда. Тогда рыночное равновесие, достигаемое в точке М, и соответствующее трем долларам, не соответствует стоимости продаваемого товара. Возникает впечатление, что труд не подвластен закону стоимости. Но это не так. Закон стоимости, конечно, распространяет свое действие на все товары, но он рассматривает сумму стоимостей всех товаров и сумму их цен. Вот как раз в этой формуле стоимость труда и его цена участвует полностью и всецело, просто какие-то другие товары продаются ниже их стоимости и это компенсирует превышение цены труда над его стоимостью. Единственное, что мы хотим сказать – это то, что труд как товар всегда продается по цене значительно превышающей его трудовую стоимость и этот факт никаким образом не означает полного отрицания закона стоимости. После того как труд был продан и использован, продукт этого самого труда продается и обменивается в полном соответствии с законом стоимости. Несоответствие цены и стоимости труда обусловлено специфическим характером самого труда как товара, его специфической потребительной стоимостью - его способностью создавать новую стоимость, величина которой превышает его собственную стоимость. Если бы человеческий труд не обладал такой способностью, то, несомненно, он продавался бы по его стоимости, т.е. в соответствии с законом стоимости или же не продавался бы вовсе, ибо перестал бы быть товаром, т.к. стал бы для капиталиста совершенно бесполезной вещью. Вещь, которая не приносит прибавочной стоимости не вызывает в капиталисте ни грамма интереса.

После всего сказанного возникает вполне логичный вопрос: откуда же, из каких средств получает рабочий надбавку к стоимости собственного труда? Ответ напрашивается сам собой: из прибавочной стоимости, которую он создал в процессе производства своим же трудом. Рассмотрим этот процесс на примере. Ранее мы рассматривали в исследовании прибавочной стоимости ситуацию, когда капиталист X покупал у рабочего Y его труд в размере 1 825 ккал. Мы выяснили, что стоимость этого труда составляет 26 645 кал. Прибавочная стоимость, произведенная этим же трудом равна, соответственно, 1 798 355 кал. Допустим теперь, что на рынке труда создалась ситуация, указанная нами на графике, т.е. спрос на труд превышает предложение труда втрое, т.е. сумма экономических мотиваторов рабочих меньше суммы экономических мотиваторов капиталистов в три раза. Согласно нашей теории ценообразования, цена труда будет превышать его стоимость тоже в три раза. Таким образом, становится очевидным, что рабочий получит дополнительное вознаграждение в размере эквивалентном 53 290 кал. Получит он эту прибавку к своему вознаграждению из суммы прибавочной стоимости, которую он создал своим трудом. Окончательное распределение стоимости, созданной трудом рабочего будет следующим: из 1 825 000 кал новой стоимости рабочий получит в виде вознаграждения за свой труд в виде цены труда 79 935 кал, капиталист же станет обладателем прибавочной стоимости в размере 1 745 065 кал. Та часть прибавочной стоимости, которая достается капиталисту после выплаты рабочему дополнительного вознаграждения сверх стоимости его труда – есть капиталистическая прибыль.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9