Рыночная экономика

Когда мы говорим о рыночной экономической системе, то мы всегда должны иметь в виду, что существует разница между рыночной экономи­кой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распрост­раненной и на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту сис­тему к рыночным.

Само слово "рынок" в русском языке является очень емким. Можно выделить несколько значений:

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производс­тва и обращения, совокупность отношений обмена товаров.

Рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, ба­ланс спроса и предложения.

Рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и меж­ду ними, связывающая производителей и потребителей продукции.

Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен и потребление). Приходится слышать, что рынок - одно из важнейших достижений челове­ческой цивилизации, но достигнуто оно было путем невероятно длитель­ного процесса.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сло­жилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Ус­ловиями ее формирования стали три исторических явления:

1) общественное разделение труда, которое по мере своего развития требует развития обмена и совершенствования его форм;

2) экономическая обособленность производителей. Она возникает с разграничением интересов отдельных производителей, их стремлением достичь прежде всего собственных целей, на базе частной собственнос­ти; позже она стала опираться и на коллективную собственность, но также ограниченную кругом локальных интересов;

3) самостоятельность производителей и рабочей силы, свобода предпринимательской деятельности.

Главная отличительная черта свободной рыночной экономики: государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все, абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются до­машними хозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от како­го-то бы ни было государственного вмешательства. При этом ни отдель­ные люди, не организации не занимаются специально решением вопросов что? как? и для кого? Сложнейшая структура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения или централизованного руко­водства.

Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственность на инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоя­тельных продавцов и покупателей каждого товара, и как уже было ска­зано, исключительно рыночное регулирование макроэкономической дея­тельности.

На первый взгляд может показаться, что экономика, в которой каж­дый преследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководс­твуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, дейс­твующей в целях реализации интересов общества в целом.

Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен сущест­вует до сих пор, пусть и с "примешиванием" государственного регули­рования, является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такую свободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самую сложную из проблем человечества, ко­торая охватывает тысячи переменных и отношений, и модели которой да­ют лишь самое отдаленное представление о всеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическую триаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами; покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориенти­роваться на спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальных интересах, стремится к получению максимального дохо­да; в условиях конкурентной борьбы это ведет к появлению определен­ных выгод для покупателя. Для кого? решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6