Рыночная экономика

Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хороше­го. Подавляя стимул к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и рас­ширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В мо­нополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потреб­ностей спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спро­са к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.

Таким образом, государства ведут борьбу с монополизмом широким фронтом, причем наиболее последовательно в секторах, генерирующих технологические нововведения и оказывающих влияние на состояние всей экономики. Вслед за появлением новых рынков формируются государс­твенные структуры, одной из главных задач которых становится поддер­жание высокой конкурентности рынков.

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной моно­полизации экономики.

В странах с развитыми рыночными системами неустойчивый баланс рынка и монополизма сохранялся довольно долго, пока государство не взяло на себя ответственность за создание условий для эффективного функционирования рынка. Твердо встав на защиту рыночной конкуренции, государство противопоставило монополизму весь свой экономический по­тенциал, нашло действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировало опасность для экономики монополистических структур. Таким образом, можно говорить о демонополизации как о регулярной функции государства.

В настоящее время, в период перехода к рынку отечественные моно­полистические структуры, не готовые к открытой и честной конкурен­ции, оказывают противодействие проникновению на внутренний рынок иностранных компаний. Заметна повышенная активность новых негосу­дарственных финансовых групп, болезненно реагирующих на любые попыт­ки государства ограничить их монополистическое поведение, формирую­щих свои механизмы давления на власть. Известно, например, как нега­тивно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей сферой оптовой торговли, встретили украинские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого рынка.

В зависимости от степени нарушения свободной конкуренции различа­ют следующие виды несовершенной конкуренции: чистая монополия, оли­гополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия выступает как антипод совершенной конкуренции. Единственный производитель в отсутствие конкурентов выпускает уни­кальный продукт, не имеющий близких заменителей. Монополист осущест­вляет контроль рыночной цены и объема продаж.

Для олигополии характерно наличие нескольких производителей, за­висимых друг от друга. Обычно лидирующая в отрасли компания назнача­ет цену, на которую ориентируются все остальные. При установлении цены возможен негласный сговор. Наличие всего нескольких фирм свиде­тельствует о барьерах, препятствующих проникновению в отрасль других конкурентов.

Наиболее близка к совершенной монополистическая конкуренция среди нескольких десятков конкурентов, выпускающих дифференцированный про­дукт (зубную пасту, учебники, обслуживание в парикмахерских, магази­нах розничной торговли). В этих условиях значительную роль играет торговая марка. Предпочитая продукт именно этой фирмы, потребитель согласен уплатить более высокую цену. Следовательно, фирма в некото­рых пределах может контролировать рыночную цену. При данном типе конкуренции фирмы достаточно независимы друг от друга.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6