Планирование товарооборота предприятия

Перед процессом управления и планирования товарооборота стоят следующие важнейшие задачи:

1. Увязка темпов развития товарооборота с развитием регионального потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры.

2. Планирование объема реализации товаров, обеспечивающего получение предприятием необходимой суммы прибыли.

3. Обеспечение в процессе планирования товарооборота эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.

4. Обеспечение планирования структуры товарооборота, в наибольшей степени отвечающей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей.

5. Планирование объема и структуры поступления товаров и суммы товарных запасов, обеспечивающих ритмичную работу торгового предприятия и устойчивость ассортимента товаров в его пунктах продажи.

С учетом основной цели и задач строится система управления товарооборотом на предприятии, определяется конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления:

1. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка;

2. Планирование объема и структуры реализации товаров;

3. Нормирование и планирование товарных запасов;

4. Планирование поступления и закупки товаров.

В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры.

Изучение конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом торгового предприятия охватывает следующие три этапа:

1. Текущее наблюдение за рыночной активностью требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы.

Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров ( этот показатель отражается статистикой ); динамике среднего уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменению числа пунктов продажи данного товара в регионе и некоторым другим.

2. Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка осуществляется в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом.

3. Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка. В условиях нестабильности экономического развития страны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин прогнозирование конъюнктуры ограничивается в настоящее время краткосрочным и среднесрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования товарооборота.

Это прогнозирование осуществляется обычно двумя основными методами: факторным и трендовым.

1. Факторный метод прогнозирования конъюнктуры основан на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде.

2. Трендовый метод прогнозирования конъюнктуры основан на распространении выявленной в процессе ранее проведенной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период.

Планирование объема и структуры реализации товаров представляет наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом. Это объясняется высокой ролью этих показателей в системе планов экономического и финансового развития предприятия.

Задачей планирования является уточ­нение этого задания с учетом хода выполнения плана товарооборота за предшествующие периоды, намечаемых товарных ресурсов, особеннос­тей развития спроса. Основой для разработки плана является задание, предусмотренное на предстоящий год пятилетним планом.

Исходной информацией для планирования розничного товарооборо­та служат данные о развитии сельскохозяйственного производства и про­изводства товаров народного потребления; сведения о численности, со­циально-экономическом, половозрастном составе, темпах воспроизвод­ства населения, количестве городских и сельских жителей; данные об ис­точниках, размерах, темпах роста реальных и денежных доходов населе­ния, о росте его покупательных фондов; сведения об индексах розничных цен; данные о товарных запасах и прогнозы спроса; положение с произ­водством продуктов в личном подсобном хозяйстве; рациональные нор­мы потребления и др.

Процесс планирования объема и структуры реализации товаров на предприятиях торговли осуществляется в разрезе отдельных этапов, основные из которых перечислены ниже.

1. Выбор приоритетных целей развития товарооборота на предприятии.

Планируя объем и структуру реализации товаров, можно исходить из различных целевых установок развития товарооборота на данном торговом предприятии.

Основными из этих целей являются:

а) достижение показателей товарооборота, в максимальной степени учитывающих возможности данного сегмента потребительского рынка и предстоящих изменений его конъюнктуры;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5