Планирование товарооборота предприятия

∆Тi – прирост товарооборота по i-му товару в отчет­ном году по сравнению с предшествующим годом, %;

∆Т – прирост общего объема товарооборота торгово­го предприятия в отчетном году по сравнению с предше­ствующим годом, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной груп­пе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. При этом чем крупнее берутся товар­ные группы, тем надежнее расчеты.

3. Для расчета структуры товарооборота торгового пред­приятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет това­рооборота по каждой товарной группе в отдельности с по­следующим выходом на общий объем планируемого това­рооборота. Однако такой потоварный расчет структуры то­варооборота имеет ряд недостатков.

Во-первых, результат, полученный суммированием рас­считанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов. Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменя­емость отдельных товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

4. Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования — поэтапный метод пла­нирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью об­ладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких, вплоть до отдельного товара.

При расчете структуры товарооборота поэтапным ме­тодом возникает необходимость разбить всю массу товаров на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, био­логическим свойствам, способу потребления, роду удовлет­воряемых потребностей, а также взаимозаменяемые и вза­имодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и не­продовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп (на этом этапе могут быть сразу же выделе­ны и некоторые самостоятельные товары, не входящие ни в одну укрупненную группу, например, табачные изделия, чай, соль и др.). Среди продовольственных товаров, напри­мер, могут быть выделены следующие укрупненные груп­пы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

– продукты животного происхождения;

– сахар и кондитерские изделия;

– хлебопродукты;

– овощи, фрукты;

– алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие укрупненные группы товаров:

– предметы одежды (включая ткани и обувь);

– товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;

– предметы санитарии и гигиены;

– галантерейные товары;

– прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных то­варных групп следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа про­дуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Такое последовательное разукрупнение товарных групп, в конеч­ном счете, приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

Поскольку в представленных моделях в качестве аргу­мента каждый раз используется товарооборот по более круп­ной группе товаров, вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия, то это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточняет расчет структуры оборота.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5