Планирование товарооборота предприятия

б) достижение показателей товарооборота, обеспечивающих максимальную эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала предприятия;

в) достижение показателей товарооборота, обеспечивающих формирование заранее обусловленного размера прибыли (целевой суммы прибыли), достаточного для реализации стратегических целей его развития в плановом периоде.

2. Анализ объема и структуры реализации товаров в предплановом периоде.

Задачи проведения такого анализа и его глубина должны соответствовать принятой приоритетной целевой установке развития предприятия в плановом периоде. В связи с этим в процессе анализа рассматриваются общие показатели, характеризующие развитие реализации товаров в предплановом периоде, и частные показатели этого развития, непосредственно связанные с той или иной приоритетной целевой установкой, принятой на плановый период.

3. Определение планового объема реализации товаров. Плановый объем реализации товаров на торговом предприятии рассчитывается различными методами, выбор которых определяется принятой приоритетной целевой установкой развития товарооборота. Все расчеты ведутся в сопоставимых ценах, действующих на начало планового периода.

При целевой установке развития товарооборота, ориентированного на использование возможностей потребительского рынка, плановые расчеты основываются на данных изучения объема неудовлетворенного спроса по товарам, реализуемым торговым предприятием, и зависимости роста объема реализации товаров от роста доходов населения.

При целевой установке развития товарооборота, ориентированной на повышение эффективности использования ресурсного потенциала предприятия, плановые расчеты основываются на сравнении достигнутых результатов эффективности использования отдельных видов ресурсов на данном предприятии и аналогичных предприятиях данного региона (расчеты могут вестись и в разрезе отдельных магазинов при обеспечении их сравнимости по типам).

При целевой установке развития товарооборота на достижение обусловленной суммы прибыли плановые расчеты основываются на целевой сумме прибыли и ряде других финансовых показателей.

4. Определение плановой структуры реализации товаров.

Расчет плановой структуры реализации товаров может осуществляться различными методами:

а) на основе коэффициентов эластичности реализации отдельных групп товаров от объема товарооборота;

б) на основе коэффициентов эластичности реализации отдельных групп товаров от доходов населения;

в) на основе показателей товарооборота на 1 кв. м площади торгового зала.

5. Оценка напряженности разработанного плана реализации товаров.

Напряженным считается план реализации товаров, обеспечивающий достаточный уровень эффективности использования ресурсного потенциала предприятия. В основе оценке напряженности разработанного плана реализации товаров лежит сравнение планируемого товарооборота на 1 кв. м торговой площади и на 1 работника на данном торговом предприятии с ранее определенными аналогичными показателями лучших однотипных торговых предприятий региона.

6. Разработка мероприятий по осуществлению плана реализации товаров.

Эта разработка охватывает мероприятия организационного, экономического и финансового характера.

Процесс нормирования и планирования товарных запасов на торговом предприятии состоит из отдельных этапов:

– определение целей формирования товарных запасов;

– анализ размера, состава и оборачиваемости товарных запасов в предплановом периоде;

– разработка нормативов товарных запасов;

– определение плановой суммы товарных запасов;

– оценка эффективности разработанного плана товарных запасов;

– обеспечение постоянного контроля за состоянием товарных запасов на предприятии.

Важнейшим условием выполнения плана реализации товаров и формирования необходимого размера товарных запасов является обеспечение поступления товаров на торговое предприятие. Основной целью планирования поступлений товаров и организации закупки товаров в соответствии с этим планом является обеспечение ритмичной поставки товаров на торговое предприятие в необходимых объемах и ассортименте.

Процесс планирования поступления товаров осуществляется на торговом предприятии по следующим основным этапам:

– анализ поступления товаров на предприятие в предплановом периоде;

– определение планового объема и структуры поступлений товаров на предприятие;

– определение планового объема и источников закупки необходимых товаров;

– обеспечение ритмичности и оптимизация партий поступления товаров на предприятие.

При планировании общего объема розничного товаро­оборота коммерческого предприятия могут быть использо­ваны следующие методы:

1. опытно-статистический;

2. экономико-статистический;

3. экономико-математического моделирования;

4. комплексной увязки основных показателей хозяй­ственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из этих методов следу­ет иметь в виду, что составление плана товарооборота начи­нается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. По­этому при планировании, как отмечалось выше, сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следу­ет понимать наиболее вероятную реально выполнимую ве­личину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5