Планирование товарооборота предприятия

Тож = Тф 9м + Тож.IV кв, (1.20)

где: Т – ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Тф 9м – фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

Тож 1Vкв – ожидаемый объем товарооборота за IV квар­тал отчетного года, руб.

При этом,

Т ож. IV кв > Т пл. IVкв , (1.21)

где Т пл. IVкв – плановый объем товарооборота IV кварта­ла отчетного года, руб.

Важным условием при планировании товарооборота яв­ляется обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торго­вого предприятия (открытие или закрытие филиалов, па­латок, ларьков, других структурных подразделений):

Т сопс = Тож +Кув - Кум , (1.22)

где: Тсопс – сопоставимый объем товарооборота за отчет­ный год, руб.;

Кув – корректив на увеличение объема товарооборо­та, который равен объему товарооборота (исходя из сред­немесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.;

Кум – корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подраз­делений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб.

1. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборо­та за отчетный год и среднегодового темпа изменения то­варооборота за 3—5 лет, предшествующих планируемому году:

, (1.23)

где: Т – объем товарооборота на планируемый год, руб.;

Тсопс – объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

I – среднегодовой темп изменения объема товарообо­рота, %.

2. Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономи­ко-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшеству­ющих планируемому году.

Сглаживание производится с помощью скользящей сред­ней для трех близлежащих лет:

(1.24)

(1.25)

(1.26)

Полученный выровненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение при­роста объема товарооборота:

(1.27)

где: – среднегодовое изменение прироста объема това­рооборота, %;

Кп – последний показатель в ряду выровненных сред­них, %;

K1 – первый показатель в ряду выровненных средних, %;

п – количество показателей выровненного ряда средних.

3. При планировании общего объема товарооборота роз­ничного торгового предприятия также могут быть исполь­зованы различные экономико-математические модели.

Для расчета суммы товарооборота магазина учитывают:

– его тип и ассортиментный профиль;

– место расположения;

– особенности спроса обслуживаемого населения;

– анализ его деятельности за предшествующий период;

– товарооборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади;

– производительность труда.

Товарооборот формируется в результате совокупного вли­яния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота при­водит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сто­рон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о бу­дущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной сте­пенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через некоторое время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается.

Для выявления основной тенденции развития товаро­оборота используется метод аналитического выравнива­ния (трендовый метод).

4. Рассчитанный объем розничного товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгово­го предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуще­ствляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5