Антиинфляционная политика в России.

Снижение темпов инфляции до 3% в год является одной из стратегических задач российской экономической политики. Однако решается она недостаточно эф­фективно.

В 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10%. В «Основных направлениях» на 2005 г. отмечалось, что по итогам 2004 г. возможно не­которое превышение целевого ориентира по инфляции, обусловленное действием краткосрочных факторов. Но это, однако, не может считаться препятствием для пос­ледующего замедления роста потребительских цен в со­ответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития страны.

Такое объяснение причин невыполнения прогно­зов инфляции делает решение поставленной Президен­том России задачи снижения ее темпов до 3% в год не­реальным. Невыполнение оптимистических прогнозов инфля­ции порождает у экономических агентов недоверие к прогнозам на следующие периоды. Соответственно, инфляционные ожидания не снижаются в той мере, в какой на это рассчитывают.

Поскольку главная цель антиинфляционной поли­тики систематически не достигается, необходимо, по-видимому, скорректировать методы ее проведения. Банк России до сих пор использует в качестве основного инструмента регулирования инфляции ограничение де­нежной массы. Другими монетарными инструментами - повышением курса рубля и процентных ставок, ЦБ воспользоваться практически не в состоянии. Укрепле­ние рубля привело бы к снижению конкурентоспособ­ности российских товаропроизводителей. А ставка ре­финансирования ЦБ и так выше ставок по кредитам, предоставляемым банками предприятиям, вследствие чего не работает система рефинансирования банковс­ких кредитов товаропроизводителям. Кроме того, повышение ставок приводит к дополнительному притоку иностранной валюты, которую вынужден скупать ЦБ, чтобы не допустить укрепления рубля. Это ведет к рос­ту денежного предложения и росту инфляции.

ЦБ считает характеристики денежной массы важным ориентиром для оценки, как текущих монетарных ус­ловий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Но при этом при­знаётся, что на инфляцию существенно влияют мно­гие немонетарные факторы и инструменты государ­ственного регулирования экономики, которые им не контролируются. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолже­ние структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства РФ в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и со­циальной политики.

Если индекс потребительских цен (ИПЦ) может слу­жить индикатором инфляции денежных средств потре­бителей, то для предприятий более адекватным являет­ся рост цен приобретаемых ресурсов. Такого показате­ля Росстат не разрабатывает, за исключением индекса цен на приобретенные промышленными предприятия­ми основные виды топливно-энергетических ресурсов и других подобных частных индексов. В качестве инди­катора роста цен на производственные ресурсы можно использовать индексы цен производителей ИЦП), сельскохозяйственной про­дукции и т.д. При этом неизбежно возникают искаже­ния вследствие изменения торговых и транспортных наценок, ставок косвенных налогов и структуры продукции (при расчете ИЦП

учитываются лишь това­ры, реализованные внутренним потребителям, без торгово-транспортных наценок и косвенных налогов). Тем не менее, сопоставление их динамики с изменениями индексов потребительских цен позволяет сделать неко­торые выводы о причинах инфляции

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6