Антиинфляционная политика в России.

Следует заметить, что проблема отличий индивиду­альных ИПЦ для групп потребителей существует и в других странах. Но при невысоких торгово-транспортных барьерах, доминировании среднего класса в соци­альной структуре населения и наличии конкуренции на внутренних региональных рынках эта проблема не столь остра, как в

России с ее огромными простран­ствами и столь же огромной социально-экономичес­кой дифференциацией.

Далее, наряду с объективным ИПЦ для данной од­нородной группы потребителей, существует и психоло­гический фактор инфляционных ощущений и настрое­ний. В странах со столь неразвитой рыночной эконо­микой и неадекватной системой ее государственного регулирования, как российская «инфляционные на­строения» имеют не менее важное значение, чем объек­тивные процессы влияния роста цен на экспортируе­мые сырьевые товары и регулируемых цен на инфля­цию.

Индивиды острее чувствуют повышение цен по това­рам, занимающим, может быть, не столь большую долю в расходах, но приобретаемых регулярно, изо дня вдень, или затрагивающих жизненно важные интересы.

К числу первых относятся такие товары, как хлебо­булочные и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного и железнодорожного пассажирского транспорта. К особо чувствительным товарам следует также отнести лекарства, медицинские и образователь­ные услуги, а также такие специфические товары, как алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мега­полисах и т.д.

Кроме того, особое значение имеют инфляционные ощущения управленческого персонала компаний и биз­несменов (особенно проживающих в мегаполисах), при­нимающих решения на большинстве предприятий. Для

них важны цены на авиабилеты, услуги госучреждений (в том числе госпошлины, плата за получение лицензий и т.д.), ставки арендной платы за офисные помещения, за наем жилых помещений в частном секторе и т.д.

При этом цены на товары разового спроса (автомо­били, телевизоры, холодильники, мебель и т.п.) могут не оказывать сильного влияния на инфляционные ощу­щения в силу редкости покупок, хотя потребительская группа в целом при этом систематически расходует на их приобретение значительные средства. Следует заме­тить, что при исчислении ИПЦ учитывается снижение цен (с учетом роста качества) на товары в таких высо­котехнологичных отраслях, как производство компью­теров и оргтехники, видео- и аудиотехники, бытовой техники, автомобилей и т.д. Но потребитель привык воспринимать это снижение как «дар природы» и не учитывает в своих инфляционных ощущениях. Даже при сезонных колебаниях цен потребитель острее воспри­нимает их рост, чем снижение. Кроме того, в России потребителями учитываются пережитые в последние, годы потрясения, от них трудно ожидать планирования жизни на десятки лет вперед, как это делают граждане стран с «экономикой всеобщего благосостояния».

Российское государство по-прежнему добивается снижения инфляции, проводя рестриктивную монетар­ную политику. В то же время оно допускает опережаю­щий рост прямо или косвенно регулируемых цен на товары и услуги, являющиеся наиболее чувствительны­ми для товаропроизводителей и населения. Это раскру­чивает инфляцию и поддерживает инфляционные ожи­дания экономических агентов.

Так, за 2004 г. потребительские цены

возросли на 11,7%,

платные услуги населению - на 17,7%. В том числе тарифы на жилищно-коммунальные услуги воз­росли на 23,5%. Следует также отметить, что из потре­бительских товаров по итогам 2004 г. наиболее значи­тельно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия (на 16,7%), мясо и птица (на 19,6%),бензин (на31,3%). При этом цены производителей в промышленности возрос­ли на 28,3%, в том числе в топливной промышленности - на 64,7% и в электроэнергетике - на 11,5%. Цены про­изводителей в газовой промышленности возросли на 88,5%, в нефтеперерабатывающей - на 48,9%.[1]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6