Антиинфляционная политика в России.

Следует отметить, что цены на многие из этих това­ров регулируются государством косвенно. Например, цены на нефть и нефтепродукты регулируются с помо­щью экспортных пошлин и других налогов. На импорт мяса и птицы установлены квоты, а цены на хлеб зави­сят от госзакупок и товарных интервенций на рынке зерна.

На сколько же выросли цены в 2005 году? Индекс потребительских цен в 1-м квартале 2005 г. составил 105,3 %. Он существенно превысил показатель аналогичного периода 2004 г.(103,5%) и был, сопоставим с показателями 2002 и 2003 годов (соответственно 105,4 и 105,2%). Концу марта платные услуги стали дороже на 12,6%, продовольственные и непродовольственные товары - соответственно на 4,9 и 1,1% (рис. 2).

Рис.2. ИПЦ на продовольственные, непродовольственные товары и услуги населению (на конец периода; в % к декабрю 2003 г.)

Наибольший рост потребительских цен в 1-м квартале 2005 года зафиксирован на жилищно-коммунальные услуги (26,5%), плодовоовощную продукцию (24,0%), услуги дошкольного воспитания (16,7%), топливо (7,4%), мясопродукты (6,9%), услуги организации культуры (6,8%), медицинские услуги (6,6%), рыбопродукты (6,3%), услуги пассажирского транспорта (5,8%), в том числе на услуги городского электрического транспорта (13,5%).

Вместе с тем влияние отдельных товаров на общий уровень инфляции определяется не только ростом цен, но и той долей, которую они занимают в общих потребительских расходах населения. Структура «вклада» отдельных групп товаров и услуг в 2005 г. существенно отличалась от предыдущих лет. Если в 2003 и 2004 гг. наибольший «вклад» в прирост цен вносило их увеличение на продовольственные товары, то в 1-м квартале 2005 г. 49,1% прироста (2,6 процентного пункта) приходилось на долю платных услуг (рис.3).

Рис.3. «Вклад» отдельных групп товаров и услуг в общий прирост потребительских цен на товары и услуги в 2003-2005 гг. (удельный вес в приросте; в %)

По группам товаров и услуг, внёсшим наибольший «вклад» в инфляцию 1-го квартала, можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие на их удорожание.

¾ По жилищно-коммунальным услугам, услугам пассажирского транспорта. Ускоренный рост административно регулируемых тарифов – основная тенденция 1-го квартала 2005г. При этом наибольший «вклад» (40%) в инфляцию внесли жилищно-коммунальные услуги.

Увеличение тарифов в 1-

м квартале 2005 г. является наибольшим, начиная с 2000 г. Рост тарифов обусловлен механизмом ценообразования в условиях сохраняющейся убыточности жилищно-коммунального хозяйства и городского пассажирского транспорта.

¾ По плодоовощной продукции.

В 2005 г. удорожание этой группы также было наибольшим за последние годы- 24,%. Это было обусловлено двумя причинами: традиционным сезонным удорожанием овощей и фруктов и снижением товарных ресурсов.

Сезонный рост на плодоовощную продукцию в зимний период проявляется ежегодно (2003 г.-22,4%, 2004 г.- 10,1%).(рис. 4).

Рис.4. ИПЦ на все товары и услуги и плодоовощную продукцию (на конец квартала; в % к концу предыдущего квартала).

¾ По мясным и молочным продуктам.

Причинами роста цен на эти продукты является сокращение их ресурсов, а также увеличение затрат на их производство.

В январе -

феврале 2005 г. (по сравнению с 2004 г.) производство скота и птицы на убой сократилось на 2.4%, молока – на 3,3%. Это является следствием продолжающегося сокращения поголовья крупного рогатого скота (в 2004 г.- на 6,7%), а также мер по ограничению импорта мяса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6