Антиинфляционная политика в России.

За 1999-2003 гг. превышение ИЦП над ИПЦ со­ставило 71,9% пункта. Однако уже к концу 2004 г. она сократилась до 6,5% пункта. При этом ИЦП за 2004 г. составил 128,3%, что, несомненно, говорит об усилении инфляционного давления на потребительс­кие цены.

Таким образом, инфляция в 10-11% при росте цен производителей на 28% впол­не объяснима, учитывая значительный рост доходов населения и регулируемых цен в последние годы. Одна­ко снижение инфляции рассматривается Банком Рос­сии в качестве главной цели денежно-кредитной поли­тики.

Острота проблемы инфляции определяется не­сколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособно­сти российских товаропроизводителей. Если за 1998 г. реальный курс рубля к доллару снизился в 1,9 раза (что резко улучшило ценовую конкурентоспособность рос­сийских товаропроизводителей и породило последую­щий подъем в обрабатывающей промышленности), то за 1999-2004 гг. реальное укрепление курса рубля отно­сительно доллара составило 1,79 раза. При этом только за 2004 г. реальный курс рубля укрепился на 14,4%. В результате за 1998-2004 гг. реальный курс рубля к долла­ру снизился лишь на 6,3%, т.е. эффект девальвации руб­ля 1998 г. уже

практически исчерпан.

Во-вторых, для большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услу­ги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.

В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям труд­но работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимально­го их уровня. Кроме того, инвестировать в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рис­кованно, если нет уверенности в неуклонном сниже­нии темпов инфляции. Невыполнение прогноза инф­ляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.

В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собствен­ные «инфляционные ощущения», под которыми пони­мается субъективная оценка экономическими агента­ми темпов инфляции. Инфляционные ощущения по­рождают и

«инфляционные настроения», т.е. готов­ность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям требования о повышении заработной платы. Собственно говоря, известный термин «инфля­ционные ожидания» есть проекция инфляционных ощу­щений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отли­чаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзве­шенную величину индивидуальных индексов. Но при этом большое значение имеет дифференциация индек­сов цен по группам товаров и услуг, потребляемых ин­дивидами с разными уровнями доходов и разным мес­том жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном об­щем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большин­ства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими дохода­ми. Аналогичная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6