Петр I

Губернаторы и воеводы должны были отчитывать­ся перед Камер-коллегией по вопросам, составляющим предмет ее ведения.

В следующем 1719 г. перемены в центральном уп­равлении были дополнены реформами управления мес­тного. Губернии были разделены на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы. Им подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

В 1720 г. Штатс-контор составила Табель государ­ственных расходов. Около 3/4 их приходилось на ар­мию и флот. Главной статьей государственных доходов оставались таможенные и кабацкие сборы. Взимание прямых податей и особенно чрезвычайных сборов как правило сопровождалось значительной недоимкой про­тив оклада.

К тому же правительство не имело ясного представле­ния о состоянии базы обложения. Данные проведен­ной в 1710 г. подворной переписи были неполны и потому в части губерний обложение производилось на основе сведений, относящихся еще к 1678 г. Кроме того, перепись 1710 г. показала значительную убыль количества податных единиц — дворов. По сравнению с 1678 г. их число сократилось почти на 1/5 часть от общего количества. После 1710 г. ситуация не улучши­лась. Объяснить убыль бедствиями военного времени было затруднительно. "Не все крестьяне на Дон или в Сибирь ушли, а мору слава Богу не было", — замечал Петр. Цифры более позднего происхождения подтвер­дили это наблюдение самодержца. С 1678 г. по 1719 г. крестьянское население центральных и северных уез­дов, несмотря на колоссальный отток рекрутов и про­чих даточных людей, а также беглых, выросло на 12 %. Но ведение самостоятельного хозяйства, вследствие падающих на такое хозяйство повинностей, для кресть­янина становилось слишком большой роскошью.

Таким образом, в условиях полного исчерпания всех привычных способов увеличения доходов, требовались меры, способные поставить государственные финансы на иное, более прочное основание.

Одной из таких мер стала еще одна реорганизация торгово-промышленного сословия и городского устройст­ва, проведенная в начале 20-х годов, дабы "всероссий­ского купечества рассыпанную храмину паки собрать". Созданный на сей раз в Петербурге, подчиненный Се­нату, Главный магистрат должен был ведать магистра­тами, создаваемыми в городах. Новое устройство го­родов укрепило сословную организацию "купецкого чина" и преобладающее влияние "первостатейных" граждан на городские дела.

Затратив много денег и народного труда на обус­тройство внутренних водных путей и морских ворот в страну, организовав купечество как государственную корпорацию и не забывая изымать в казну немалую часть его доходов, Петр имел все основания рьяно за­щищать экономические интересы торгово-промышлен­ного сословия. Более того, потребность армии и флота в железе, меди, сукне, ружьях, парусине и прочем за­ставляла Петра расходовать средства на создание заво­дов и мануфактур (их при Петре было основано более 200). Впрочем и здесь скуповатый на казенную копей­ку самодержец остался верен себе. Общий размер де­нежных ссуд, предоставленных казной фабрикантам, за время правления Петра составил около 100 тыс.руб. Зато за фабрикантами и заводчиками было закреплено право владения крепостными. К созданным заводам и фабрикам были приписаны сотни и тысячи крестьян, что с избытком восполнило нехватку вольнонаемных работников.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко за­щищал российскую промышленность от иностранных конкурентов. Вместе с тем, тариф открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хва­тало. Способ достижения этого результата был рацио­нален и прост: пошлина с цены ввозимых товаров устанавливалась в соответствии с долей собственного производства в общем потреблении соответствующих продуктов. Так, парусина облагалась по ставке 75 % от цены, голландское полотно и бархат — по ставке 50%, шерстяные ткани, писчая бумага — 25 % и так далее.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11