Петр I
Губернаторы и воеводы должны были отчитываться перед Камер-коллегией по вопросам, составляющим предмет ее ведения.
В следующем 1719 г. перемены в центральном управлении были дополнены реформами управления местного. Губернии были разделены на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы. Им подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.
В 1720 г. Штатс-контор составила Табель государственных расходов. Около 3/4 их приходилось на армию и флот. Главной статьей государственных доходов оставались таможенные и кабацкие сборы. Взимание прямых податей и особенно чрезвычайных сборов как правило сопровождалось значительной недоимкой против оклада.
К тому же правительство не имело ясного представления о состоянии базы обложения. Данные проведенной в 1710 г. подворной переписи были неполны и потому в части губерний обложение производилось на основе сведений, относящихся еще к 1678 г. Кроме того, перепись 1710 г. показала значительную убыль количества податных единиц — дворов. По сравнению с 1678 г. их число сократилось почти на 1/5 часть от общего количества. После 1710 г. ситуация не улучшилась. Объяснить убыль бедствиями военного времени было затруднительно. "Не все крестьяне на Дон или в Сибирь ушли, а мору слава Богу не было", — замечал Петр. Цифры более позднего происхождения подтвердили это наблюдение самодержца. С 1678 г. по 1719 г. крестьянское население центральных и северных уездов, несмотря на колоссальный отток рекрутов и прочих даточных людей, а также беглых, выросло на 12 %. Но ведение самостоятельного хозяйства, вследствие падающих на такое хозяйство повинностей, для крестьянина становилось слишком большой роскошью.
Таким образом, в условиях полного исчерпания всех привычных способов увеличения доходов, требовались меры, способные поставить государственные финансы на иное, более прочное основание.
Одной из таких мер стала еще одна реорганизация торгово-промышленного сословия и городского устройства, проведенная в начале 20-х годов, дабы "всероссийского купечества рассыпанную храмину паки собрать". Созданный на сей раз в Петербурге, подчиненный Сенату, Главный магистрат должен был ведать магистратами, создаваемыми в городах. Новое устройство городов укрепило сословную организацию "купецкого чина" и преобладающее влияние "первостатейных" граждан на городские дела.
Затратив много денег и народного труда на обустройство внутренних водных путей и морских ворот в страну, организовав купечество как государственную корпорацию и не забывая изымать в казну немалую часть его доходов, Петр имел все основания рьяно защищать экономические интересы торгово-промышленного сословия. Более того, потребность армии и флота в железе, меди, сукне, ружьях, парусине и прочем заставляла Петра расходовать средства на создание заводов и мануфактур (их при Петре было основано более 200). Впрочем и здесь скуповатый на казенную копейку самодержец остался верен себе. Общий размер денежных ссуд, предоставленных казной фабрикантам, за время правления Петра составил около 100 тыс.руб. Зато за фабрикантами и заводчиками было закреплено право владения крепостными. К созданным заводам и фабрикам были приписаны сотни и тысячи крестьян, что с избытком восполнило нехватку вольнонаемных работников.
Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов. Вместе с тем, тариф открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хватало. Способ достижения этого результата был рационален и прост: пошлина с цены ввозимых товаров устанавливалась в соответствии с долей собственного производства в общем потреблении соответствующих продуктов. Так, парусина облагалась по ставке 75 % от цены, голландское полотно и бархат — по ставке 50%, шерстяные ткани, писчая бумага — 25 % и так далее.